Основы конструирования роботов 

Важнейшей частью почти каждого ро­бота является механическая передача. В разных конструкторах предлагается не­сколько ее видов: зубчатая, ременная, цеп­ная и др. Передача бывает необходима, для того чтобы передать крутящий момент с вала двигателя на колеса или другие дви­жущиеся части робота. Довольно часто требуется передать вращение на некото­рое расстояние или изменить его направ­ление, например на 180 или 90 градусов.

ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

При всякой передаче существенную роль играет особая величина - передаточ­ное отношение (а также передаточное число), которое надо научиться рассчи­тывать. Для этого необходимо знать число зубчиков на шестеренках при зубчатой или цепной передаче и диаметр шкивов при ременной передаче. На крупных ше­стеренках число зубцов написано: напри­мер, «Z40» на самой большой. На мел­ких нетрудно сосчитать самим.

Посмотрим, что происходит при зуб­чатой передаче. Во-первых, направление вращения ведомой оси противоположно направлению вращения ведущей оси. Во- вторых, можно заметить, что разница в размере шестеренок влияет на угловую скорость вращения ведомой оси. Каким образом?

Ведущая меньше ведомой - скорость уменьшается. Ведущая больше ведомой - скорость увеличивается.

Однако надо понимать: выигрыш в скорости должен обернуться проигрышем в чем-то ином. И наоборот. Что же мы теряем при увеличении скорости? Очевид­но, тяговую силу. А при понижении ско­рости выигрываем в силе. Это замечательное свойство зубчатой переда­чи используется во множестве механиз­мов, созданных человеком, - от будиль­ника до автомобиля.

Как точно узнать, во сколько раз уве­личилась тяговая сила? За это отвечает спе­циальная величина, именуемая «передаточ­ное отношение». Для нашего конструкто­ра мы определим ее следующим образом:

     i = z2 / z1 где i - передаточное отношение, z2 - ко­личество зубцов на ведомой шестерне, z1 - количество зубцов на ведущей шес­терне.

Таким образом, при i < 1 тяговая сила уменьшается, а угловая скорость возрас­тает; при i > 1 сила увеличивает­ся, а скорость падает. Очевидно, что при i =1 и сила, и скорость остаются прежни­ми. В этом случае мы можем ощутить из­менения только за счет потерь при трении.

Если в передаче участвует несколько подряд установленных зубчатых колес, то при расчете передаточного отношения учи­тывается только первое и последнее из них, а остальные называются «паразитными» (рис. 3). Паразитные шестерни исполняют полезную функцию только при необходи­мости передачи вращения на некоторое расстояние. В остальных случаях они лишь увеличивают потери на трение.

Однако зубчатую передачу можно по­строить таким образом, чтобы каждая шестерня выполняла полезную функцию и служила либо для увеличения, либо для уменьшения передаточного отношения.

В этом случае каждая вторая пара со­седних шестеренок должна находиться на одной оси. А общее передаточное отно­шение рассчитывается как произведение всех передаточных отношений соприка­сающихся шестеренок.

i = i12 • i34 • i56 ... ,  где   i12 = z2 / z1i34 = z4 / z3, i56 = z6 / z5


И наконец, определим понятие «пере­даточное число». Его используют, когда необходимо вычислить коэффициент из­менения скорости или силы вне зависи­мости от направления возрастания. Таким образом, передаточное число можно оп­ределить как наибольшее из отношений u = i/1 или u = Hi. Следовательно, пере­даточное число всегда не меньше едини­цы: i = 1. Для примера, при передаточном отношении i = 1:15, как и при i = 15:1, пе­редаточное число u = 15 .Нетрудно догадаться, что шестеренки, находящиеся на одной оси, вращаются аб­солютно одинаково и их передаточное от­ношение равно единице. Следовательно, эти значения в произведении могут не уча­ствовать.

Червячная передача - это частный слу­чай зубчатой (рис. 6). В нашем конструк­торе она обладает определенными свой­ствами. Во-первых, один оборот червяка соответствует одному зубцу любой шес­терни. Значит, при расчете передаточно­го отношения количество зубцов червяка можно считать равным единице: гч=1. Во-вторых, червячная передача работает
только в одном направлении от червяка к шестерне и блокирует движение в обрат­ном направлении.

Задача. Постройте механическую пе­редачу с максимальным передаточным от­ношением. По приблизительным подсче­там из всех шестеренок конструктора 8527 можно построить передачу, увеличиваю­щую силу вращения (и понижающую ско­рость) примерно в 2 млн. раз. Это, конеч­но, теоретически. Но по сути это означа­ет, что для одного полного оборота ведо­мой оси потребуется около 2 млн. оборо­тов ведущей.

Для начала попробуйте построить пере­дачи с передаточным числом 9, 27, 45, 135. А если не получится, то поможет следующий параграф. Только в нем мы бу­дем не замедлять, а ускорять движение.

волчок

               

Каждый из нас с детства знаком с за­мечательной игрушкой - юлой. Несколь­ко движений - и юла около минуты дер­жит вертикальное положение. С волчком еще проще. Стержень, закрепленный на нем диск, быстрое круговое движение

пальцами, и с волчком происходит то же самое, что и с юлой, только без какого- либо механизма. Но так или иначе через некоторое время волчок падает, исчерпав заложенный в него ресурс. Хорошая тре­нировка для пальцев, однако скорость вращения запущенного рукой волчка не­высока.

Можно ли создать механизм, который многократно увеличит начальную скорость вращения волчка? Наших знаний о пере­даточном отношении должно быть доста­точно для решения этой задачки. Вторая задача - максимально продлить время вра­щения волчка.

Требования к волчку и механизму:

-      волчок должен иметь ось вращения и достаточно тяжелый диск-маховик, ко­торый сохранит инерцию вращения;

-      центр тяжести волчка должен быть расположен достаточно низко, но и не слишком, чтобы края диска не цеплялись за поверхность стола (или пола);

-      на оси вращения волчка необходи­мо установить шестерню для начального сцепления с механизмом;

-      на механизме должны присутство­вать две детали: для удержания одной ру­кой и придания вращения другой;

-      в момент раскручивания вол­чок должен иметь плотное соприкос­новение с механизмом;

-     сразу после раскручивания вол­чок должен свободно отделяться от ме­ханизма.

Предлагаем нашу версию волчка и запускающего механизма. Начинающий изобретатель наверняка смо­жет ее усовершенствовать, подобрав наи­более подходящий маховик и оптималь­ное передаточное отношение.

     

Маховик волчка может быть любым колесом, не обязательно зубчатым. Отме­тим, что волчок с более тяжелым махови­ком вращается дольше.

Далее построим механизм для запуска. Возьмем 8-модульную ось в ка­честве ведущей.


При запуске необходимо быстро про­вернуть ведущую ось на механизме и сра­зу поднять его, чтобы волчок вращался свободно. Попробуйте самостоятельно построить механизм 1:5.

Переходим к двухступенчатой переда­че. Следует заменить первую ось на более короткую (например 4-модульную), а вме­сто втулки поставить малую 8-зубую шес­теренку.

Теперь соберите самостоятельно пере­дачу 1:15.

Третья ступень передачи может быть построена с помощью 40-зубой шестер­ни. Передаточное отношение в этом слу­чае будет 1:45. Соответственно и усилие для раскручивания потребуется в 45 раз большее. Поэтому на ведущую ось следует поставить рычаг или дополнительное ко­лесико, которое облегчит задачу запуска­ющему.

Когда при запуске слышен ха­рактерный треск зубчиков шесте­ренок, который возникает на хо­лостом прокручивании, стоит по­беспокоиться. Если ваши роботы будут трещать, зубчатые колеса бы­стро выйдут из строя. Это проис­ходит из-за непрочного крепления осей в балках: они с легкостью от­клоняются на несколько миллимет­ров. От этого можно защититься, добавив дополнительные балки и уд­линив тем самым отверстие, в ко­тором расположена ось.

Наша защита действует, но при чрез­мерных перегрузках сдает и она. Поду­майте, как еще можно укрепить механизм дополнительными балками, например над шестеренками?

Даже из одного конструктора можно сделать с товарищами несколько волчков и запускающих механизмов и устроить со­стязания: чей волчок продержится дольше?

РЕДУКТОР

Этот механизм используется совмест­но с двигателями для преобразования и передачи крутящего момента. Чаще все­го он служит для понижения частоты вра­щения и повышения крутящего момента вместе с тяговой силой. Существует мно­жество их разновидностей. То, что мы сде­лаем сегодня, - это, с одной стороны, по­лезный механизм, с другой - головолом­ка для товарищей.

Суть проста: внутри «черного» ящика (картера) строится зубчатая передача та­ким образом, чтобы ведомая ось находи­лась на одной прямой с ведущей. Поскольку вращаться они могут с разной скоростью и даже в разные стороны, по­строить такую же головоломку представ­ляется простой, но довольно интересной задачей. Желательно, чтобы никакие дру­гие (внутренние) оси не выступали из кор­пуса редуктора во избежание механичес­ких помех.

В этой модели передаточное отноше­ние 9:1. Более короткая (ведомая) ось об­ладает в 9 раз большей силой тяги и мень­шей угловой скоростью вращения. Отно­шение рассчитывается следующим образом:

i = 24 / 8 * 24 / 8 = 9/1

Более сложный вариант редуктора имеет передаточное отношение 15:1 и противоположное направление вращения.

Интересной задачей является постро­ение осевого редуктора с передаточным отношением 1:1 и обратным направлени­ем вращения.

Используя червячную передачу или ко­нические шестеренки, можно изменить направление ведомой оси на 90 градусов. Попробуйте построить черный ящик с не­сколькими выходящими из него ведомы­ми осями в разных направлениях.

LEGO DIGITAL DESIGNER

В качестве домашнего задания начи­нающим робототехникам предлагаем по­строить конструкции, представленные на рисунках, в специальной среде трехмер­ного моделирования Lego Digital Designer. Поскольку у большинства детей может не оказаться дома подходящих деталей, сто­ит обратиться к виртуальному моделиро­ванию. Эту свободно распространяемую среду можно скачать с сайта Lego [5].

Работать предлагаем в режиме свобод­ного моделирования Mindstorms. Интер­фейс среды довольно прозрачен, однако стыковка шестеренок может вызвать сложности. Буквально, «зуб на зуб попа­дает». Для решения проблемы рассмот­рим пример предварительного поворота 24-зубой шестерни перед стыковкой с 8- зубой с помощью инструмента «Hinge Tool».

Надо заметить, что поворачивать в этой среде допускается только способные вра­щаться детали, которые, как правило, на­сажены на оси или штифты. На рисунке вместе с 24-зубой шестерней поворачи­вается 3-модульная серая ось и надетая на нее 8-зубая шестеренка.

В результате нескольких манипуляций получаем готовую конструкцию. К сожалению, вращать ее за какое-либо из колес уже нельзя: механическая пере­дача в программе не поддерживается. Зато полученную конструкцию можно рассмот­реть со всех сторон, разобрать на детали и даже визуализировать алгоритм сборки.